Развиваем автотуризм?

Автотуризм – это разновидность туризма, где потребитель использует для путешествия собственное или арендованное транспортное средство.

Спорт, экспедиции, автопробеги, деловые поездки, экстрим и всё, что делается потребителем для получения коммерческой выгоды не может считаться автотуризмом.

Автотуризм можно классифицировать по следующим направлениям:

— рекреационный;

— познавательный;

— приключенческий;

-событийный;

— оздоровительный и т.д.

Но всё это можно объединить одним главнейшим понятием- «точка притяжения», которое отвечает на основной вопрос- «Зачем ехать именно туда?».

Как достигнуть «точки притяжения?».

— Тип ТС (специальное и обычное)

— Инфраструктура (размещение, обслуживание)

— Услуги (организация туров туркомпаниями)

-Информация (порталы, каталоги, выставки, атласы)

Но, всё это можно также объединить одним главнейшим понятием – «метод притяжения», который отвечает на основной вопрос: «Как достигнуть точки притяжения с максимальным комфортом?».

И ещё одна из важнейших составляющих любого путешествия – это его бюджет.

Сейчас в России уже достаточно точек притяжения. Они все известны и понятно, зачем к ним ехать.

Понятна ценовая политика для путешествий, сколько и что должно стоить для потребителя-автотуриста.

Практически нет третьей составляющей – «метод достижения»:

— нет специальной техники для автопутешествий. Отечественная не производится, на импортную — малый спрос в силу высокой стоимости). Но есть огромный стандартный парк стандартных личных автомобилей. В настоящее время в России парк легковых автомобилей составляет порядка 48 миллионов единиц;

— нет придорожной инфраструктуры – кемпингов, автостоянок, точек обслуживания;

— нет профильных услуг – организация туров, специальных мероприятий, проката специальной техники и оборудования, облегчения визовых вопросов для иностранных автотуристов;

— нет адаптированной для автотуриста информации – сложно самостоятельно составить маршрут и рассчитать стоимость, мало выставок именно для автотуристов, нет интересных интернет- порталов, атласов.

По сути, потребителей двое-иностранный «въездной» автотурист и отечественный «внутренний».

Интересы и требования у них практически одинаковы с некоторыми нюансами.

Иностранный автотурист – караванер пенсионного возраста, привыкший к устоявшейся западной инфраструктуре для автопутешествий и зарубежному качеству этой инфраструктуры.

Отечественный автотурист – в подавляющем большинстве это ещё пока только потенциальный автотурист различного возраста и социального статуса, готовый в принципе путешествовать на своём личном автомобиле в случае, если это будет просто, комфортно и удобно.

Развивать возможно только за счёт повышения количества (массовости) уже имеющихся и потенциально готовых зарубежных и отечественных автотуристов путём максимально возможного облегчения для них всего комплекса мер по достижению ими точек интереса.

То же касается и участников индустрии, которые осуществляют весь комплекс мер для достижения автотуристами точек интереса. Сделав понятными условия и систему взаимодействия между собой и с профильными структурами, мы облегчим работу и начнём увеличивать количество заинтересованных в этой сфере бизнесменов и инвесторов.

Замкнутый круг, когда инфраструктура не возникает из-за отсутствия массовости, а массовость ждёт появления инфраструктуры должен разорвать малый и средний бизнес при адресной поддержке государства в соответствии с региональными и федеральными программами развития, разработанными и гибко корректируемыми профессиональными саморегулируемыми организациями.

Частно-государственное партнёрство не сверху, а снизу. Не укрупнение с концентрацией и кластерный подход, а гибкое взаимодействие с малым бизнесом на уровне районов и объединение объектов инфраструктуры, услуг и информации в единую федеральную сеть с плановой и адресной государственной поддержкой.

  • Это возможно только после создания профессионального союза, который и будет консолидировать и лоббировать интересы всех участников индустрии автотуризма в госорганах, обеспечивать обратную связь и взаимодействие, помогать осуществлять региональные планы их развития и их интеграцию в федеральный план.

Малый и средний бизнес на местах в плотном взаимодействии с местными государственными органами, отвечающими за туризм должны получить реальную возможность самостоятельно и гибко реализовывать проекты в рамках своих региональных программ развития автотуризма. И большую часть трудоёмких технических и административных вопросов должен взять на себя профессиональный союз и его региональные отделения.

Этапы развития:

1 этап- создание профессионального союза как общественной саморегулируемой организации со структурой представительства региональных отделений и комиссий по направлениям в области автотуризма;

2 этап- работа профессионального союза по решению следующих вопросов:

  • создание национальных стандартов и методов контроля качества для инфраструктуры автотуризма. В первую очередь разработка норм, стандартов, технических и организационных регламентов для российских кемпингов и кемпстоянок в полном соответствии с мировыми требованиями,
  • создание системы взаимодействия частно- государственного партнёрства в сфере автотуризма, в частности, для организации малым бизнесом кемпингов и кемпстоянок. Правовое и юридическое регулирование этого взаимодействия,
  • техническая, правовая и организационная помощь в осуществлении региональных программ и частных проектов по развитию автотуризма,
  • объединение всей инфраструктуры для автотуризма в единую сеть и продвижение всей сети на внутреннем и внешнем рынке,
  • разработка программы для обучения и совершенствования профессиональной деятельности персонала организаций, осуществляющих деятельность в сфере автотуризма и обслуживания кемпингов-аттестация, повышение квалификации,
  • Осуществление сбора, накопления, анализа оперативных и статистических данных, характеризующих туристский рынок и эффективность мер его государственной поддержки, подготовки прогнозных выводов и предложений по развитию туристской деятельности в области автотуризма и караванинга.