Тем, кто собирается в Европу на машине

Общие правила таковы: ваш автомобиль должен быть застрахован, он должен быть технически исправным, резина должна соответствовать сезону, стекла должны быть целые и не тонированные (передние и лобовое). Также желательно при выезде за границу наличие наклейки принадлежности стране – RUS.
Маленький совет, как получить визу для поездки в Европу на авто.
Кроме того, у каждой страны есть свои специфические требования к автотуристам. Так, например, при поездке на машине в Финляндию теперь многое изменилось. Финляндия уже не требует комплект запасных ламп. В этой стране запрещены тонировка и антирадары, нельзя ввозить более 20 литров топлива (не считая полного бака). В зимнее время передвигаться по стране нужно на шипованной резине.
А вот в Польше шипованная резина запрещена (равно как и тонировка). На границе при въезде очень тщательно проверяют внешний вид и техническое состояние автомобиля, в частности, габариты. Если одна из ламп не горит, автомобиль могут не пустить в страну. При въезде в Австрию необходимо наклеить на лобовое стекло «виньетку» – специальную марку, которая подтверждает факт оплаты за использование национальных дорог. Купить ее можно на любой заправке. Штраф за отсутствие виньета – до 250 евро. Для путешествия по Италии необходимы светоотражающие жилеты. При поломке, независимо от времени суток, водитель или любой пассажир, выходящий из машины, обязан надевать на себя такой жилет. В Германии очень строго относятся к противотуманным фарам. Полиция нещадно штрафует каждого, кто использует «противотуманки» не по назначению. На скандинавских парковках водитель, покидая машину, обязан оставлять на лобовом стекле специальные «часики» – бумажный циферблат, на котором обозначается текущее время. Если «часиков» нет или на них выставлено неверное время, можно нарваться на штраф.Cледует помнить, что правила во всех странах время от времени меняются, так что перед путешествием необходимо узнать обо всех новшествах.
Путешествовать на собственном автомобиле удобно и… опасно. Что делать, если вы попали в аварию за границей?

Не так давно в российском Интернете появилась душераздирающая история, рассказанная незадачливым туристом, который умудрился вдребезги разбить машину в одной из стран Европы. Описание его возвращения и транспортировки на родину того, что осталось от автомобиля, по драматизму и накалу страстей немногим уступает голливудским блокбастерам. О большинстве неизменно возникающих в случае ДТП проблем он, как и многие автотуристы, даже не догадывался…

ЦЕНА СПОКОЙСТВИЯ

Выезжая за границу на личном автомобиле, вы обязаны застраховать свою ответственность перед другими водителями. Эта страховка называется «Грин кард» «зеленая карта», и она обязательна. Страховку каско вы вольны покупать или не покупать — это дело добровольное. За исключением тех случаев, когда машина куплена в кредит. Если вы еще не расплатились, страхование каско будет обязательным условием выезда.
Сколько это стоит? Точные цифры назвать невозможно — все зависит от условий, предлагаемых каждым конкретным страховщиком. И диапазон цен весьма широкий. Если у вашего авто уже есть каско, отдельную страховку специально для поездки выписывать не будут — полис просто расширят до границ того государства, куда вы собираетесь. Например, компания МСК возьмет за расширение полиса на страны Евросоюза $25 за каждые семь дней поездки. Правило «оптом дешевле» тут не работает: за месячное расширение полиса придется выложить уже сотню долларов. В «Ингосстрахе» полис обойдется вдвое дешевле — $25 за каждые 15 дней. «Росгосстрах» рассчитывает «заграничную» страховку по стоимости стандартного полиса каско — расширение обойдется вам примерно в 20% от цены основного полиса. Еще «бюджетнее» в компании РОСНО: здесь клиентам, купившим российское каско, страховое покрытие на территорию ЕС предоставляют бесплатно, но за расширение на другие страны придется доплатить.
Если полиса каско у вас нет, но, выезжая за рубеж, вы решили «подстраховаться», можно заключить со страховщиком договор только на время планируемой поездки. Правда, такую услугу предоставляют далеко не все компании. В частности, в Русской страховой компании даже вопрос о расширении покрытия российского полиса каско решается исключительно в индивидуальном порядке, не говоря уже об отдельной «заграничной» страховке.

НА МЕСТЕ РАЗБЕРЕМСЯ

Оформление ДТП за границей происходит примерно по той же схеме, что и в России.
• Первым делом следует вызвать на место происшествия полицию и при необходимости скорую помощь. На территории Европы для таких случаев предусмотрен единый номер 112, но в некоторых странах по нему бывает не дозвониться. А потому запаситесь заранее телефонами необходимых служб. В любой стране Евросоюза операторы call-центра говорят как минимум на английском, так что проблем с общением быть не должно. А вот надеяться на то, что приехавший по вызову патрульный окажется полиглотом, не стоит. Во многих франкоговорящих странах жители до последнего делают вид, что не владеют английским, хотя в большинстве случаев это не так.
• Попросите у владельца машины, с которой вы столкнулись, его «зеленую карту» и перепишите номер полиса и название компании, которой он выдан. Это нормальная процедура, и не исключено, что оппонент захочет сделать то же самое с вашей Green Card.
• Сфотографируйте место аварии — не только крупный план, но и все мелкие повреждения. В случае чего вашему визави будет сложнее заставить вас оплатить ремонт всех вмятин и царапин, которые он нажил за последние несколько лет. Кроме того, снимки с места аварии может потребовать страховая компания.
• Если вы ехали в машине один, постарайтесь найти свидетелей происшествия и запишите их имена и контакты. Не исключено, что это поможет вам в дальнейшем разбирательстве. Все эти операции следует проделать в любом случае, даже если оппонент уверяет, что полностью признает свою вину и составление документов — чистая формальность.
• Когда приедет полиция, оформите протокол. Если автомобиль застрахован по КАСКО, свяжитесь со своим российским страховщиком и потребуйте самых подробных инструкций. При этом запомните одну важную вещь: переоценивать возможности страховой компании не стоит. Случившееся — это исключительно ваша проблема. И деньги в ее решение придется вложить свои. Нередки случаи, когда автомобилистам приходится скандалить со страховой, уговаривать, требовать к телефону начальство, грозить российскими судами и Международным арбитражем. Разумеется, все зависит от страховщика, его репутации и профессионализма. Но опыт учит полагаться прежде всего на себя.

НЕБИТЫЙ БИТОГО ВЕЗЕТ

Что делать с разбитым авто? Если вы невиновны в аварии, все расходы по ремонту вашего авто покроет Национальное страховое бюро той страны, в которой вы находитесь, — по «зеленой карте» виновного водителя. А как быть, если виноваты вы? Машину пострадавшего отремонтирует все то же Национальное бюро, уже по вашей «зеленой карте», а кто будет чинить ваше авто?
Рассмотрим вариант, когда у водителя нет страховки КАСКО. Здесь все просто — ремонтируете автомобиль (предварительно узнайте, где расположены сервисные центры, в которых это можно сделать) или, если повреждения позволяют передвигаться по «общественным» дорогам, уезжаете на нем домой. Стоимость ремонтных услуг в Европе сравнима с российской. В азиатских странах могут возникнуть проблемы с необходимыми запчастями.

ПОД КРЫЛОМ СТРАХОВЩИКА

Ваш автомобиль застрахован по КАСКО, и зона страхового покрытия включает страну, в которой произошла авария? Рассчитывать, что в этом случае кто-то решит все проблемы за вас, как мы уже говорили, не стоит. Скорее всего, страховщик ограничится самыми общими указаниями. После оформления документов на месте ДТП вам придется найти эксперта, который оценит полученные машиной повреждения. Консультант вашей страховой компании может и не знать, где находится ближайший от вас эксперт, а вот полицейские знают это наверняка. Так что запросите контакты эксперта у полисмена, оформляющего вам документы. Забыли спросить — снова звоните по номеру 112. Как куда звонить в Европе.
Стоимость услуг «оценщика» может достигать ?3 000, но в большинстве случаев удается уложиться в 4—5 сотен. Оплата услуг эксперта необязательно компенсируется страховщиком — внимательно читайте условия договора. Например, «Росгосстрах» или «Ингосстрах» оплатит его услуги, а РОСНО — нет. Несмотря на то что сама процедура экспертизы непродолжительна — от 15 минут до получаса, — получение результата занимает несколько дней.
Заключение у вас на руках? Отправляйте его в страховую компанию (почтой или курьерской службой), его изучат и примут решение, имеет ли смысл проводить ремонт на месте и выплачивать вам страховую премию. К сожалению, с принятием решения некоторые страховщики не торопятся.
После получения ответа из страховой компании машину можно отправлять на сервисную станцию. В ситуации, когда вы собираетесь уехать прежде, чем ремонт будет завершен, за автомобиль придется внести залог (его размер зависит от состояния машины).
Эксперт задерживается с оценкой, а виза у вас уже заканчивается? В этом случае вам придется самостоятельно доставить машину на родину.
Возможностей тут несколько:
• Заключаете с любой местной логистической компанией контракт TIR Carnet, который может обойтись в пару тысяч евро, и все проблемы с транспортировкой машины будет решать она.
• Можно погрузить машину на паром, это будет стоить в районе полусотни евро плюс затраты на эвакуатор, чтобы подвезти машину к пристани.
• Есть и другие способы (самолет, грузовая доставка): чем быстрее, тем дороже. Все бюджетные варианты гарантированно превратятся в эпопею, о которой потом можно долго и с удовольствием рассказывать друзьям, но процесс — и врагу не пожелаешь.
Далеко не каждый страховщик оплатит вам расходы по доставке авто. Однако приложить квитанции и чеки к документам о ДТП не помешает.

ВОССТАНОВЛЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

А что если машина повреждена сильно, «на списание»? Даже если автомобиль разбит в лепешку и ремонт не стоит вложенных в него денег, попросту бросить машину вам не удастся. Законодательство конкретной страны может проявлять различную степень лояльности к автомобилисту, но общее правило таково: если вы ввезли автомобиль в страну, вы обязаны его вывезти, в каком бы состоянии он ни был. Как быть?

ВО-ПЕРВЫХ машину можно сдать на переработку. Стоимость утилизации автомобиля в Европе составляет в среднем ?150—180, но не стоит забывать, что до пункта приема автомобиль еще нужно доставить на эвакуаторе, так что в общем и целом мероприятие обойдется в ?400—450.

ВО-ВТОРЫХ можно попробовать продать обломки, но тогда придется заплатить налоги, которые могут составить до 30% от вырученной суммы (в зависимости от страны пребывания). В любом случае выехать из страны без документа, повествующего о печальной судьбе вашего железного друга, будет затруднительно.

В-ТРЕТЬИХ проблемы могут возникнуть, даже если автомобиль можно восстановить: предположим, виза у вас заканчивается через три дня, а ремонт займет не менее двух недель. И снова возникает необходимость объясняться с таможней. Скорее всего, вас обяжут положить на депозит внушительную сумму, которая будет служить гарантией того, что автомобиль вы все-таки заберете. Размер залога определяется исходя из стоимости машины. Возможно, заодно придется оплачивать стоянку, которая обойдется в ?10 в сутки или немногим больше.