Защита кузова автомобиля от коррозии, сколов, царапин и вмятин: 35 решений

Защита кузова автомобиля – актуальная задача, решать которую стоит комплексно и не откладывая. В настоящей статье разберем все виды защиты кузова автомобиля и основные решения в этой области, их применение с учетом особенностей эксплуатации машины.

От чего необходима защита кузова автомобиля

В процессе эксплуатации кузов автомобиль подвергается следующим негативным воздействиям:

загрязнение;
коррозия металла;
абразивное воздействие на лакокрасочное покрытие (ЛКП) и сколы от твердых тел (грязи, песка, гравия, металлических шипов и др.), отлетающих от собственных колес автомобиля;
абразивное воздействие на ЛКП и сколы при движении на высоких скоростях от твердых тел, прилетающих от других транспортных средств, дорожно-строительной и коммунальной техники;
повреждение поверхностного слоя ЛКП при контактной мойке;
царапины в результате непреднамеренных эксплуатационных воздействий или сознательных вредоносных действий;
царапины и другие повреждения от объектов окружающей среды в результате движения по пересеченной местности, среди кустарников и пр.;
мелкие контакты при неудачной парковке к высоким бордюрам и ограждениям, в т.ч. при движении задним ходом, касания дверей соседних машин на тесной парковке и пр.;
высокотемпературное и ультрафиолетовое воздействие солнечных лучей.

Разнообразие источников вреда и его неизбежный характер предопределяют целесообразность целого комплекса способов защиты кузова автомобиля.

Защита кузова автомобиля от загрязнений

Наиболее очевидный и применяемый всеми способ защиты машины от воздействия загрязнений – мойка. Она позволяет удалить загрязнения, снижая их вредное воздействие на ЛКП и скорость коррозионного поражения металла.

Ввиду стойкости дорожных загрязнений и агрессивности химреагентов широкую популярность приобретает нанесение на лакокрасочное покрытие (ЛКП) защитного состава, как правило, с восковым компонентом. Он не отличается толщиной и эксплуатационной стойкостью, поэтому производители автохимии и автокосметики вывели на рынок шампуни для мойки с восковыми добавками для «подпитки» ранее нанесенного слоя, а флакончики с полиролями для самостоятельного нанесения воска на ЛКП продаются практически в каждом автомагазине.

Эти два способа имеют весьма широкое распространение, но обеспечивают лишь узкий диапазон в защите кузова автомобиля.

Антигравийная защита кузова автомобиля

Антигравийная защита автомобиля позволит минимизировать ущерб от абразивного воздействия и части мелких механических повреждений – сколов, царапин, потертостей.

От вылетающих из-под собственных колес автомобиля песка, гравия и других твердых предметов прежде всего страдают:
нижняя часть порога в районе передних колес (передняя треть, а то и половина длины порога);
нижняя (и нередко боковая) поверхность заднего бампера в районе задних колес;
край арки крыльев колес, особенно в задней (нижней) части;
днище.

Со временем в результате постоянного пескоструйного воздействия в характерных местах разрушается заводское ЛКП и наступает коррозия металла кузова.

Практически для всех автомобилей автопроизводители предлагают типовое решение – брызговики на низ колесной арки за колесо. По факту же многие из оригинальных брызговиков имеют недостаточные габаритные размеры (видимо, в силу дизайнерских решений) и лишь частично решают вопрос защиты кузова автомобиля в обозначенных уязвимых местах. К тому же некоторые брызговики крепятся на нижнюю плоскость на удалении от колесной арки, в результате чего угол арки крыла и часть порога или бампера не защищаются ими – по факту такие брызговики сделаны не для защиты собственного автомобиля, а для минимизации отлета гравия в идущие сзади машины. Осмотрев автомобиль после движения в условиях загрязнения можно наглядно оценить эффективность брызговиков или результаты их отсутствия по характерным лучеобразным следам разлета грязи от колес.

Твердые тела постоянно прилетают и извне – от встречных или попутных автомобилей, от разбрасывающих на дорожное полотно песок или соль коммунальных машин и т.д. При этом постоянно получают повреждения:
вся передняя часть автомобиля — передний бампер, передний край капота, решетка радиатора и ее окантовка, основные и дополнительные световые приборы;
подъем к стеклу в задней части капота или выступ на капоте, если они есть;
боковые стойки лобового ветрового стекла;
боковые наружные зеркала (их передняя часть корпуса);
передний край крыши в зоне стыковки с верхней частью лобового стекла;
лобовое стекло;
выступающий передний кант колесной арки передних крыльев (реже задних) или их расширители в своей наружной поверхности;
внутренний кант колесной арки или окрашенная поверхность расширителя, обращенные к шине;
радиатор охлаждения (может быть пробит прилетевшим камнем с образованием протечки).

Появляются сколы так же и на боку машины – на дверях, крыльях, порогах.

Помимо прямой зависимости от скорости и массы твердых тел, повреждения тем больше, чем ближе поверхности кузова к вертикальному положению (например, как в Mercedes G) – так они максимально принимает на себя кинетическую энергию прилетевшего твердого тела, в то время как при ударе под острым углом тело отскакивает и продолжает полет, унося с собой большую часть энергии.

Отдельные частички мелкого песка и грязи оставляют малозаметные микроскопические царапины на ЛКП и других наружных поверхностях и только в местах интенсивного пескоструя от собственных колес способны полностью разрушать ЛКП. В то же время каждое более крупное твердое тело (например, гравий) может оставить поверхностный скол лака и краски, скол ЛКП до металла, оставить вмятину на поверхности кузова, оставить скол на лобовом стекле или стекле фары, сломать тонкую часть пластиковой решетки радиатора или т.п.

Антигравийная защита кузова автомобиля может быть реализована следующими решениями:
наклейка бронепленки на передний бампер;
наклейка бронепленки на переднюю часть капота или всю его поверхность;
наклейка бронепленки или нанесение защитного покрытия на ЛКП выступающего канта колесной арки или расширители;
оклейка наружной поверхности передних световых приборов бронепленкой (фар, указателей поворота, противотуманных фар);
оклейка ЛКП порога бронепленкой или антигравийным покрытием (передняя половина или полностью);
наклейка защитной полоски на переднюю часть крыши в месте стыка с лобовым стеклом;
оклейка бронепленкой наружного ЛКП передних стоек;
установка мелкой металлической сетки для зашиты радиатора (чаще такая сетка из стали или алюминия ставится за основную декоративную решетку радиатора и в вентиляционные отверстия бампера для входящего воздушного потока);
обработка днища антигравийным составом (битумной мастикой или другим специализированным средством).

Антигравийная пленка из полиуретана существенно превосходит декоративную виниловую пленку в части защиты кузова автомобиля. Первая отлично противостоит порезам и разрывам, повредить ее руками достаточно проблематично, в то время как лучшее применение виниловой пленки – изменение внешнего вида. Высококачественная антигравийная пленка может прослужить несколько лет и без последствий для ЛКП снимается. Самостоятельно выкраивать и работать с пленкой из полиуретана на неровных поверхностях сложно, для исключения «морщин» необходимо делать надрезы. Для удобства можно использовать разработанные электронные лекала, найдя их под конкретную модель машины в специализированном программном обеспечении и получив выкройки с применением режущего плоттера.

Как вариант вместо антигравийной полиуретановой пленки на короткий период (например, на дальнюю поездку в отпуск) может быть нанесен «Жидкий чехол». Это покрытие похоже на пленку, наносится чаще всего кисточкой (лучше в несколько слоев), но выглядит не очень эстетично и при этом легко снимается.

Для защиты так же может быть использоваться покрытие из жидкой резины – оно весьма просто наносится распылением на окрашенные поверхности, пластик, стекло и металл, легко снимается без последствий.

Другой подход состоит в достаточно трудоемком нанесении прочного керамического защитного покрытия, которое служит длительный слой, придает блеск кузову и надежно защищает кузов от химических воздействий и ультрафиолетовых лучей.

При выборе того или иного решения можно учесть следующие обстоятельства:
частичная защита ЛКП может привести со временем к разнице цвета поверхностей под покрытием и без него;
решение логично выбрать с учетом условий эксплуатации: для «цивильного» легкового автомобиля более естественным решением будет прозрачная и практически невидимая бронепленка, а для внедорожника скорее подойдет защитная покраска Раптор или иным подобным средством;
решение должно быть адекватно особенностям автомобиля, формам и наклону поверхностей.

В отношении последнего примечания можно привести такой пример: тонкая виниловая пленка будет, скорее всего, бесполезна на слабо наклоненных поверхностях лобовой части автомобиля против прилетающего гравия. Толстая антигравийная пленка из полиуретана или покраска Раптор гораздо лучше справятся с этой задачей.

Защита кузова автомобиля от абразивного воздействия

Напомним, что абразивное повреждение поверхностного слоя лакокрасочного слоя кузова авто и прочих наружных деталей происходит при движении на высоких скоростях в условиях загрязнения, при контактной мойке или протирке кузова, при пользовании (открывании дверей и т.п.).

От абразивного воздействия на ЛКП убережет комплексная антигравийная защита кузова автомобиля, однако если ее не делать совсем, или делать не с полным покрытием (что дорого и трудоемко), то локально можно применить следующие решения:
оклеить защитной пленкой места наиболее интенсивного воздействия (порогов, углублений под ручками открывания дверей, передних поверхностей корпусов боковых наружных зеркал заднего вида и др.);
установить накладки под ручки дверей;
нанести защитный слой из полимеров, резины или иного материала.

Приведенные выше меры антигравийной и противоабразивной защиты помогут продлить поддержание опрятного внешнего вида и эксплуатационные мелкие повреждения. Однако и их для полного сохранения машины недостаточно – необходимо противодействие коррозии.

Антикоррозионная защита кузова автомобиля

Коррозионному повреждению в автомобиле подвержены:
места повреждения заводского защитного покрытия на днище, раме, в арках колес и других местах нижней части кузова;
контактные места под домкрат;
места крепления деталей подвески;
скрытые полости порогов кузова;
внутренние поверхности и карманы дверей;
внутренние карманы задних крыльев;
полы со стороны салона в местах попадания влаги под ковры;
места глубоких трещин, сколов и царапин на ЛКП (до металла);
площадка под аккумуляторную батарею;
внутренние перегородки и усилители в моторном отсеке, включая «телевизор» в зоне размещения радиатора;
крепеж и места в зоне крепления локеров, внешнего обвеса, люков и других частей.

Способствуют коррозии так же соли и другие агрессивные дорожные реагенты, накапливающиеся в различных углублениях и на полках загрязнения, эксплуатация во влажных условиях, стоянка во влажных местах (прежде всего, в плохо проветриваемых сырых гаражах).

Снижают риск коррозии своевременное удаление обильных или агрессивных загрязнений в процессе мойки, периодическая просушка автомобиля в солнечные дни с открытыми дверями и убранными ковриками, стоянка на открытых проветриваемых местах после попадания влаги на автомобиль.

Способы антикоррозионной защиты автомобиля:
нанесение дополнительного антикоррозионного покрытия на днище, раму, колесные арки кузова после соответствующей подготовки поверхностей;
нагнетание антикоррозионных составов во внутренние полости кузова через заводские или самостоятельно сделанные отверстия;
оперативное замазывание антикоррозионным средством поврежденных участков нижней части кузова;
антикоррозионная обработка внутренних карманов дверей, крыльев и других мест накопления влаги и загрязнений
оперативная подкраска сколов и царапин ЛКП;
использование устройства катодно-протекторной защиты (УКПЗ).

На рынке представлено большое количество универсальных и специализированных средств для антикоррозионной защиты кузова автомобиля, регулярно появляются новые составы. При выборе стоит исходить из отзывов реальных независимых пользователей, а при применении – тщательно соблюдать технологию, рекомендованную производителем средства.

Дополнительная защита кузова автомобиля

Помимо указанных решений так же не лишней будет защита второстепенных компонентов, для чего делается следующее:
обработка резиновых деталей, в т.ч. уплотнителей окон и дверей, силиконовой смазкой для защиты от высыхания и растрескивания от солнечного воздействия;
замена остекления на атермальное или оклейка штатных стекол атермальной пленкой для снижения риска оплавления внутренних панелей салона;
установка временных съемных защитных экранов на лобовое стекло (со стороны салона) при стоянке под палящими лучами солнца;
покрытие защитными специализированными полиролями для наружной поверхности пластиковых деталей внешней отделки кузова (неокрашенных бамперов, молдингов и пр.);
установка камер обзора и парковочных датчиков как средств предварительного предупреждения о возможном наезде на сторонние препятствия, что существенно снизит риск повреждения кузова при парковке и маневрировании;
монтаж защитного молдинга на боковую поверхность дверей для минимизации повреждения ЛКП при открывании дверей до контакта с соседним автомобилем на стесненных парковках;
монтаж защиты порогов от повреждения ЛКП при посадке и высадке в салон (накладная планка на верхнюю и внутреннюю часть дверного проема со стороны салона);
монтаж защиты на верхнюю полку бампера, граничащую с задней дверью (крышкой багажного отделения) для защиты ЛКП от повреждения при погрузке и выгрузке вещей.

Отдельную группу решений представляет разнообразная силовая защита кузова автомобиля, предназначенная защиты от вмятин и других механических повреждений при движении в условиях тяжелого бездорожья, сильно пересеченной, каменистой или зарастающей местности:
силовая защита порогов от замятия при движении по пересеченной каменистой поверхности (чаще в виде металлической трубы или рамы под порогом или вместо него);
силовая защита штатного переднего бампера (в виде металлической трубы по низу вдоль бампера)
силовой металлический бампер вместо штатного для защиты передней части машины при таране древесной поросли и иных препятствий;
трубчатый внешний каркас для защиты кузова автомобиля (или только кабины) при опрокидывании или падении сверху массивного предмета (например, дерева);
дополнительная стальная решетка («кенгурятник») на лобовую часть машины для защиты кузова автомобиля от столкновения с внезапно выбегающими дикими животными;
тросовые растяжки от переднего бампера (или лобовой части переднего крыла) к переднему краю крыши для отвода веток деревьев от лобового стекла и передних стоек лобового стекла салона.

Разнообразие конструктивных особенностей автомобилей, условий их эксплуатации и инициатива заинтересованных лиц способствуют появлению и иных решений по дополнительной защите кузова автомобиля от тех или иных вредных факторов.

Заключение

Защита кузова автомобиля будет эффективна, если ее реализовать в комплексе решений, с учетом широкого круга негативных воздействий, конструкции машины, условий ее эксплуатации особенностей применяемых материалов и технологий.