Как переобуть авто к зиме?

Независимо от того, купите ли вы шины сами в магазине или закажете с доставкой на дом, вам необходимо сначала их выбрать. Учитывая огромное количество разных марок и типов шин, выбор будет не из легких. Придется учитывать сразу несколько критериев. Давайте посмотрим, как можно сэкономить на покупке шин без ущерба качеству.

Как экономить не надо

Есть четыре популярных у нас способа экономии, которые надо немедленно признать некорректными и запретить под страхом лишения прав управления любыми транспортными средствами, кроме велосипеда. Впрочем, велосипедом тоже.

Способ 1. Езда зимой на летней резине

Никаких комментариев. Такие люди подвергают опасности не только себя, но и окружающих. Я искренне желаю, чтобы, когда они все-таки улетят с дороги, во-первых, остались живы и здоровы, а во-вторых, не зацепили других, ни в чем не виноватых участников движения.

Способ 2. Использование всесезонной резины

Развеем миф: всесезонной резины не бывает. Как ни прискорбно, но резина бывает только летняя и зимняя. Отличия не только в рисунке протектора, но и в составе резиновой смеси: зимняя резина мягче, благодаря чему сохраняет эластичность на морозе, что способствует лучшему сцеплению с дорогой. Летом по этой причине зимние колеса быстро изнашиваются, а на сухом асфальте в теплую погоду проигрывают летним по всем параметрам.

Всесезонная резина – всего лишь попытка компромисса. То, что иностранные производители называют «всесезонкой», можно использовать при положительной температуре, и для Европы с ее мягкой зимой и чистыми улицами это вполне подходит. А вот из каких соображений исходят отечественные производители, называя резину всесезонной, не очень понятно. Кроме как обманом потребителя это не назовешь, учитывая разброс температур в 60 градусов в течение года. При отрицательной температуре эта и без того жесткая резина окончательно дубеет, превращая машину в неуправляемый болид.

Способ 3. Бывшая в употреблении резина

Тут все совсем плохо. Зайдите в любую конференцию на auto.ru и, если это не запрещено ее правилами, спросите, что собой представляют автомобили из Литвы. Наверняка вам ответят, что, скорее всего, это битая-перебитая и замученная жизнью машина, которой придали завлекательный внешний вид и теперь продают под видом отлично сохранившегося экземпляра. Тем не менее, эти авто пользуются спросом благодаря низкой цене.

Так вот, с б/у резиной ситуация еще хуже. Ее никто не красит и не полирует, она и не должна блестеть, а вот оставшийся протектор обычно выглядит вполне достойно. И далеко не все знают, что зимняя резина, изношенная на 50%, несмотря на внешний вид как у новой (а что с ней будет!), практически полностью растеряла свои свойства! А это не только вероятность засесть в сугробе, но и дополнительные метры тормозного пути.

Способ 4. Покупка только двух зимних шин

В зимние шины должны быть обуты все четыре колеса. Но иногда денег хватает только на одну пару.

На машинах с постоянным полным приводом вариантов нет. Все четыре колеса должны быть одинаковыми, иначе трансмиссия начинает интенсивно изнашиваться, а это уже совсем плохо.

Для заднего или переднего привода есть четыре пути:

на переднюю ось;
на заднюю;
на ведущую;
на ведомую.
Однако против этого есть достаточно веские аргументы:

Во время торможения при наличии малейшего бокового ускорения (то есть при повороте) можно неожиданно устроить поворот на неизвестное заранее количество градусов. Эта неизвестность не позволит заранее устранить с новой траектории столбы и другие автомобили.
При торможении от 70 до 80% эффективности обеспечивает передняя ось. На скользкой дороге тормозной путь и так не маленький, не стоит увеличивать его дополнительно летними шинами впереди. К тому же, как известно, срыв передней оси в боковое скольжение страшнее срыва задней, поскольку справиться с ним гораздо сложнее.
Правильные способы экономии

Исходим из того, что вы уже определились с кругом моделей или даже конкретной моделью шин. О выборе речь пойдет ниже.

Способ 1. Игра с размером

Шины одной модели, но разных, пусть даже очень похожих размеров, могут сильно разниться в цене. Первым делом ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашей машины относительно допустимых размеров шин. Сильно отступать от этих рекомендаций не стоит, но и слепо следовать им тоже – производители зачастую советуют ставить разные шины на почти одинаковые модели.

Чем меньше посадочный диаметр, тем он дешевле. Почему? Да просто вот такая маркетинговая политика у производителей. Реально у больших шин не настолько выше себестоимость, насколько они дороже

Правда, к этому пункту есть и контраргумент: меньший посадочный диаметр придется компенсировать более высоким профилем, чтобы не изменился внешний диаметр, а это отрицательно скажется на управляемости. Но скорее всего, вы этого вообще не заметите, если не участвуете в гонках. А для езды по глубокому снегу приспущенная высокопрофильная шина даже предпочтительней. Посмотрите на внедорожники: вы когда-нибудь видели на них низкопрофильные шины?

Есть и другие нюансы. Зимой желательно ставить колеса повыше, чтобы не цепляться брюхом за малейшие неровности. Однако слишком высокие ставить нельзя, поскольку шины не должны задевать другие детали автомобиля, будь то крыло, лонжерон или что угодно еще. Шина должна касаться только колесного диска при любых положениях руля и подвески.

Что касается ширины, то чем она меньше, тем лучше зимой на скользкой дороге. Особенно это актуально при езде по снежному покрытию любой толщины – от едва припорошенного снегом дорожного полотна до прокладывания колеи по снежной целине.

Таким образом, выбор размерности – это компромисс. Когда мы пытаемся подобрать шины с наименьшим посадочным диаметром, профиль подбираем поуже и повыше, следим, чтобы шина не оказалась ниже или намного выше, чем рекомендованная производителем, и не цеплялась за элементы конструкции.

Способ 2. Индекс скорости

Многие производители предлагают одну и ту же резину с разными индексами скорости и, соответственно, по разным ценам. Чем выше индекс скорости, тем дороже шина.

Индекс – км/ч
N – 140
P – 150
Q – 160
R – 170
S – 180
T – 190
U – 200
H – 210
V – 240
W – 270
Y – 300
Z – свыше 240

Просто оцените скорость, выше которой вы не будете ездить, и смело берите шины с более низким индексом, лишь бы он не был ниже вашей возможной максимальной скорости.

Еще один тонкий момент. Означает ли, что если у шины индекс скорости N, ее немедленно разорвет в клочья при разгоне до 141 км/ч? Разумеется, нет. Кратковременно можно немного превысить допустимую скорость без какого бы то ни было ущерба для шины. Важно только понимать, что кратковременно – это только один обгон, а немного – это 10–15 км/ч, а не получасовая езда с превышением допустимой скорости на 40 км/ч – тут никто ничего не гарантирует.

Кроме того, индекс скорости сам по себе ничего не значит. Реальное значение максимально допустимой скорости зависит от фактической нагрузки на шину, которая, как правило, ниже максимально допустимой. Тем не менее, памятуя, что береженого Бог бережет, лучше не превышать допустимую скорость.

Напомню, что в России пока что нет дорог, по которым разрешено ездить со скоростью свыше 110 км/ч.

Способ 3. А нужны ли шипы?

Во многих странах езда на шипованных шинах просто запрещена. Если вы собираетесь в такую страну на машине, этот вопрос для вас неактуален.

Шипы хороши к месту. На льду они при прочих равных условиях однозначно полезны. В то же время на асфальте шипованная резина несколько ухудшает сцепление с дорогой.

Так что оцените качество уборки вашего двора и частоту выездов за город. Если вы оказываетесь на льду чаще, чем раз в неделю, имеет смысл поставить шиповку. В противном случае можно отказаться от шипов и на этом сэкономить.

Выбор производителя и модели

Производитель

Отечественные шины, увы, выпадают из рассмотрения по причине нестабильного качества. Слишком многое поставлено на карту, чтобы играть в эту лотерею. Лучше всего остановить выбор на именитых иностранных брендах, таких как Bridgestone, Gislaved, Nokian, Pirelli, продукция которых уже хорошо зарекомендовала себя и в наших тяжелых условиях. Бюджетные марки (Firestone, Barum, Fulda) тоже неплохи, но все-таки есть риск выбросить шину до того, как она умрет естественной смертью от износа. Тут уж решайте сами.

Рисунок протектора

Его выбор зависит от условий эксплуатации. Если вам постоянно приходится преодолевать сугробы, нужна резина с крупными шашками, а если в вашем дворе регулярно убирают снег, подойдет модель с менее агрессивным протектором.

Модельный год

Новая модель всегда дороже. Но не стоит приобретать модели, снятые с производства – будет целая проблема приобрести одну-две шины, если ваши в результате какого-нибудь форс-мажора выйдут из строя. Или уж закупайтесь впрок, оптом – если уверены, что несколько лет не будете менять машину.

Место покупки

Проще всего поехать в магазин, принадлежащий официальному дилеру выбранной торговой марки, и приобрести резину там. Но, к нашему счастью, сейчас предостаточно интернет-магазинов, осуществляющих бесплатную доставку по Москве при покупке комплекта шин. Только внимательно проверяйте привезенный товар на соответствие вашему заказу!

Ставим резину

Вариантов установки новой резины несколько, какой выбрать – решать вам.

1. Поехать в первый попавшийся шиномонтаж на углу. Хорошо, если он приличный. Чаще всего в мелких мастерских, представляющих собой гараж с подержанным оборудованием, денег с вас возьмут меньше, но и качество будет соответствующим. Лично я бы не стал доверять машину подобным сервисам.

2. Поехать в сервис или салон, где вы обслуживаете машину, со своими шинами. Или же купить шины непосредственно в сервисе, если там есть подходящие. Этот вариант предпочтительнее, потому что вам точно скажут, какие шины подходят, какие лучше, и поставят на месте. С другой стороны, у дилера может не быть тех шин, которые нужны именно вам.

Переобуваться надо. Этого требуют и безопасность и правила хорошего тона. Тех, кто ездит зимой на летней резине, надо убивать морально, пока они не убили вас физически. Удачи на дорогах!