Вибрация руля: 35 причин

Вибрация руля может происходить по многим причинам. Разберем основные способы их выявления и устранения.

Вибрация руля на ходу

Причинами вибрация руля на скорости малой (20 – 30 – 40 км/ч), средней (50 – 60 км / ч) или высокой (100 – 110 – 120 км / ч) являются:

дефекты шин;
дефекты колесных дисков;
ошибки при шиномонтаже, балансировке и креплении колес;
неисправность в приводе управляемых колес;
эксплуатационные причины и регулировочные отклонения;
воздействие внешних сил;
износ или повреждение деталей, определяющих геометрию подвески, положение колеса, жесткость его связи с рулевым колесом.

Разберем подробно основные первопричины.

Вибрация руля на скорости из-за нарушения балансировки колес (прежде всего колес рулевой оси) происходит из-за следующих первичных причин:
неверная балансировка колес в шинном сервисе (случайная ошибка или результат низкой квалификации исполнителя, неполадки балансировочного станка);
отсоединение балансировочного грузика из-за ненадлежащего крепежа или внешнего воздействия;
загрязнение или наледь между спицами диска или на полке (чаще с внутренней стороны);
неравномерный износ протектора как следствие брака производства или общего низкого качества шины;
неравномерный износ протектора шин одной оси как результат неверных углов установки колес;
попадание в протекторную часть шины и удержание массивного постороннего предмета (ключа, болта и т.п.);
неравномерное по окружности выпадение шипов у шипованных зимних шин;
накопление резиновой стружки внутри шины в одном стороне после езды на полностью спущенных шинах.

Вибрация руля на высокой скорости (100 – 110 – 120 км / ч) чаще всего проявляется из-за нарушения балансировки колес.

Вибрация руля из-за отклонения от правильной геометрической формы шины. Может носить как необратимый, так и временный характер. Временно это проявляется в следующих основных случаях:
нарушения оптимального порядка хранения колес (как новых, при доставке и хранении до их покупки и первичной установки, так и бывших в употреблении, при хранении в межсезонье);
продолжительная стоянка в сильный мороз (в нижней части образуется плоская «полка», на «разминание» которой требуется пробег от нескольких сотен метров до пары километров).

По этим причинам вибрация руля на скорости начинается практически с самого начала движения, но со временем шина «разминается» и приходит к нормальной форме, вибрация и шум исчезают.

Необратимый характер отклонение от правильной формы шины приобретает в результате следующих причин:
внутренний порыв корда шины из-за внешнего воздействия (например, после удара о бордюр и т.п.), что со временем при продолжении эксплуатации приводит к тому, что динамическая природа вибрации руля усугубляется нарушением балансировки из-за интенсивного неравномерного износа протекторной части;
неравномерный износ из-за заводского дефекта шины, проявившегося со временем при нормальной эксплуатации;
неверные углы установки колес (или одного колеса), что вызывает изменение в балансе сил и так же со временем приводит к местному износу и потере балансировки.

Отклонение формы выявляется визуальным контролем биения при вращении колеса, а неравномерный износ – замером высоты протектора (глубины канавок) в нескольких местах по диаметру и ширине шины. Дефектная шина подлежит замене.

Вибрация руля из-за отклонения в геометрии колесного диска так же возможно в нескольких случаях:
как результат сильного удара колеса (о бордюр, край ямы в дорожном покрытии, при ДТП и т.п., чему так же может дополнительно способствовать недостаточное давление в шинах);
из-за недостаточной прочности диска вследствие его низкого качества даже при умеренной динамичности движения по неровным поверхностям;
как последствие редкого дефекта изготовления, при котором плоскости позиционирования диска в штатном креплении на машине и за центральное отверстие в балансировочном станке отличаются (после точной балансировки на автомобиле проявляется биение).

Нередко изменение формы диска можно заметить визуально как в статике, так и при ручном вращении приподнятого колеса, не снимая его с автомобиля, но более надежным и точным способом является проверка в сервисе. Способ устранения дефекта состоит в прокатке на специальном станке или замене диска новым, в зависимости от заключения компетентных специалистов по результатам осмотра в каждом конкретном случае.

Вибрации руля из-за проблем с креплением колес и колесным крепежом так же могут иметь несколько первопричин:
ослабление (откручивание) крепежа до образования зазора между колесным диском и контактной плоскостью тормозного диска / барабана;
несоответствие геометрии крепежа и отверстий диска, при которых диск неровно позиционируется относительно оси ступицы и так затягивается при креплении;
попадание постороннего предмета (чаще грязи) на контактную плоскость под диск, что так же нарушает правильное позиционирование колеса при затяжке крепления.

К сожалению, неполное закручивание крепежа не так уж и редко происходит при самостоятельной перестановке колес, бывает это и в сервисе. В связи с этим весьма разумно каждому водителю принять для себя обязательной процедуру контроля затяжки после установки колеса до начала движения и через несколько километров пробега. Контроль не обязательно делать самостоятельно – с этим можно обратиться к другому работнику и в ближайший шинный сервис.

Вибрация руля из-за неверного выбора или монтажа шин проявляются в результате следующих ситуаций:
разные шины на одной оси (например, расхождение по размерам или по допустимой нагрузке при одинаковом размере);
неверная установка направления вращения одного из колес при направленном рисунке протектора.

Выявляются данные причины визуальным осмотром маркировки на боковине шины и внимательным сравнением с аналогичными данными на шине с другой стороны автомобиля. Сравнению подлежат:
полное наименование бренда и модели, включая такие элементы названия как обозначение «SUV» (для кроссоверов), поколение («2» и т.д.) и другие;
линейные размеры шины — ширина и высота профиля (например, 225/50);
индекс нагрузки (например, 94, 97,…105 и др.);
индекс скорости (например, U, H, V, W и др.);
направление вращения, которая обозначается стрелкой и надписью «Rotation»);
сторона для установки – наружная (надпись «Outside») или внутренняя (Inside);
иная маркировка (например, может быть указано XL или Extra Load — усиленная шина).

Вероятность невелика, но в отсутствие ошибки подбора и установки шин лучше убедиться специально. Некоторые производители шин выпускают шины определенных моделей в одном размере, но разного исполнения (например, по допустимой нагрузке), что и создает условия для описанной ситуации.

Вибрация руля из-за износа или повреждения сопрягаемых компонентов:
критическое превышение допустимых люфтов в рулевом управлении (например, в рулевых наконечниках), в результате чего колеса начинают свободно «гулять» и передавать толчки при выборе люфта;
ослабление крепежа рейки руля;
изгиб приводного вала в трансмиссии;
изгиб рулевого вала или износ карданчиков в его сочленениях;
износ ШРУС или отсутствие в нем смазки;
износ ступичных подшипников на передней (управляемой) оси;
критический износ и появление люфта в некоторых компонентах подвески колес – сайлентблоках, опорах стоек и др.;
нарушение геометрии кузова или изгиб деталей подвески в результате ДТП или иного подобного события (ступица, рычаги подвески и пр.).

Определенные затруднения может доставить выявление проблем вибрации руля из-за внутреннего ШРУС.

Вибрация руля на месте

Чаще всего вибрация, ощущаемая не только на руле, но и по всему кузову, при стоянке автомобиля на месте с заведенным двигателем является следствием нескольких основных причин:
износа опор силового агрегата;
неустойчивой работы двигателя на холостом ходу;
ошибки в установке двигателя на место после капитального ремонта или замены;
попадание твердого постороннего предмета (например, камня) между картером двигателя и защитой, через который вибрация от двигателя передается на кузов и на рулевое колесо в том числе.

Вибрация руля при торможении

Вибрация руля при торможении появляется при короблении рабочих поверхностей тормозных дисков / тормозных барабанов. Чаще всего такая деформация происходит при попадании воды на перегретые интенсивным торможением стальные или чугунные детали (например, заезд в лужу сразу после активного торможения), в результате рабочая поверхность становится волнистой.

Способ устранения состоит в замене дисков на новые или, иногда, в проточке деформированных, в зависимости от того, что представляется более выгодным исходя из состояния и остаточной толщины диска, цен на запчасти и работы.

При рассмотрении варианта с проточкой тормозного барабана нужно отдавать себе отчет в том, что проточка внутренней рабочей стороны приведет к образованию дисбаланса детали.

Что делать при обнаружении вибрации руля

Внезапное появление вибрации руля на скорости 100 – 110 – 120 км / ч — опасная ситуация. Необходимо безотлагательно принять меры к остановке, не делая при этом резких действий в виде быстрого поворота руля к обочине или экстренного торможения. Например, вибрация руля на ходу вызвана тем, что колесо держится на нескольких витках резьбы колесного крепежа или вообще отлетел крепеж, а колесо держится только центральным отверстием на выступе ступицы. Резкое движение рулем или торможение при такой ситуации приведет к потере колеса с риском ДТП.

Остановившись, можно провести осмотр и проверку в следующей последовательности:
не прилагая значительных усилий, на месте (без движения автомобиля) оценить свободное вращение рулевого колеса до начала поворота колес — необычно большой люфт подскажет первичное направление поиска неисправности в рулевом управлении;
провести наружный осмотр комплектности и проверку затяжки крепежа колес;
проверить давление в шинах манометром;
поочередно, с лево и справой стороны, приподнять автомобиль на домкрате до отрыва рулевого колеса от поверхности и покачать в вертикальной и горизонтальной плоскости, предварительно оценивая люфт ступичного подшипника и прислушиваясь к стукам в подвеске и в рулевом управлении;
не опуская с домкрата осмотреть целостность и правильность формы колесных дисков и шин, наличие в протекторной части шин посторонних предметов, места крепления балансировочных грузиков (они будут выделяться чистотой, если грузик отлетел только что), уделить особое внимание форме внутренней стороны дисков (чаще она мнется легче, чем наружный край), оценить люфт в рулевых наконечниках;
не опуская с домкрата, раскрутить от руки колесо и понаблюдать насколько ровно оно вращается по наружной поверхности в зоне протектора.

Если причина в результате самостоятельного осмотра на дороге не установлена и не исправлена, то лучше вызвать эвакуатор для доставки машины в сервис, поскольку продолжение движения может быть крайне опасно.

Если вибрация руля на скорости возникла сразу после посещения шинного сервиса, то скорее всего негативное явление вызвано именно проведенными там работами и искать причину следует в первую очередь с осмотра крепежа колес и проверки идентичности маркировки шин, правильности их установки, проверки давления воздуха в шинах. Можно приподнять автомобиль на домкрате и осмотреть биение при вращении колес от руки.

Если вибрация руля развивалась постепенно в течение длительного времени, то проверять нужно почти все возможные перечисленные выше первопричины, включая износ в ШРУС, ступичных подшипниках и т.п.

При вибрации руля в поворотах следует сразу уделить внимание состоянию ШРУС.

Заключение

Вибрацию руля не стоит оставлять без внимания, т.к. при развитии ситуации могут наступить крайне неприятные, опасные и дорогостоящие последствия, от прихода в негодность шин до серьезного ДТП.

Вибрация руля может быть следствием отклонения в состоянии шин или колесных дисков, так и в ряде иных причин, в том числе связанных с износом или повреждением других компонентов. Некоторые из причин можно выявить и устранить своими руками, а некоторые достаточно трудно выявлять и для этого потребуется обращение в сервис.