Особенности управления автомобилем на мокрой дороге

В момент, когда дождь только начался, и еще не сделал дорогу полностью мокрой, он существенно снижает сцепление покрышек с дорогой. Связано это с тем, что пыль и мелкие частицы грунта при контакте с первыми каплями скатывается в своеобразные шарики, которые превращаются в смазку, уменьшающую эффективность торможения автомобиля, и способствующую появлению заносов.
При более сильном дожде есть возможность появления эффекта аквапланирования, которое представляет собой отсутствие пятна контакта покрышки с дорогой из-за появления водяной прослойки между ними. Эффект аквапланирования свойственен при движении в дождь на скоростях от 60 км/ч и выше, так как вода не успевает выталкиваться из под покрышки. В процессе торможения в таком случае существенно увеличивается риск полной потери управляемости. Основными критериями возникновения эффекта аквапланирование, выступают сразу несколько факторов. Это и толщина водяного слоя на дороге, и используемые покрышки (их ширина, степень износа поверхности и тп), вес автомобиля и так далее. Оптимальную защиту от аквапланирования обеспечивает дождевая резина, так как только она за счет большого количества канавок в протекторе своевременно выводит из-под пятна контакта всю воду, обеспечивая тем самым наилучшее сцепление с дорогой. На сухой дороге дождевая резина по характеристикам поведения не отличается от обычных универсальных покрышек, поэтому рекомендуем всегда учитывать этот параметр при выборе обувки для своего автомобиля.
Кроме того, эффект аквапланирования появляется в случаях, когда автомобиль идет юзом, колеса прекращают вращаться и вода из-под пятна контакта практически не выводится. Особенность эффекта аквапланирования заключается не столько в заносе автомобиля, сколько в неспособности водителя повлиять на ситуацию. Водитель при появлении заноса стремится стандартными методами выправить ситуацию, но никакого эффекта подобные действия не дают, так как между автомобилем и дорожным полотном в этот момент нет никакой механической связи.
Часто на краю дороги с бордюрами образуются лужи. При наезде на них только одной стороной автомобиля, происходит удар по въехавшим в лужу колесам, энергия которого передается водителю на руль. При неожиданности удара и достаточной его силе имеется риск временной потери управляемости. Не исключено, что закончиться все может все тем же заносом. Благо современные автомобили с различными усилителями руля блокируют обратный удар и предотвращают вырывание руля из рук, но тем не менее нужно быть готовым к неожиданному рывку.
Не стоит забывать и о том, что под слоем воды в луже могут скрываться крупные выбоины или открытые канализационные люки, способные при наезде нанести ходовой части автомобиля серьезные механические повреждения. Слишком высокий уровень воды может привести к попаданию воды на основные агрегаты автомобиля и даже заглушить двигатель. Неприятнее всего в этот момент оказаться посредине огромной лужи.
При вождении в дождливую погоду рекомендуется:
При первых каплях дождя уменьшить скорость движения, одновременно повысив уровень бдительности.
При сильном дожде стоит дополнительно включить противотуманные фары, более эффективно обозначая свое место на дороге.
При приближении к другому транспорту необходимо включать дворники, так как не исключена возможность залива лобового стекла большим потоком воды из-под колес встречного авто.
Необходимо просчитывать возможность появления аквапланирования. При появлении подобных рисков стоит резко уменьшить скорость движения.
Внимательно следите за впередиидущим потоком. Если впереди идущая машина начинает рыскать по курсу, необходимо преждевременно снизить скорость.
В лужу лучше всего въезжать, заранее придав необходимое направление движения, чтобы уже в ней двигаться по прямой без поворотов. В случаях, если лужа находится в зоне поворота, проход осуществляется двумя перекладываниями руля, при которых непосредственно в луже рулевое колесо располагается прямо.
При попадании в лужу нельзя резко нажимать на тормоза или добавлять газу. Одновременно попадание двух колес в глубокую воду автомобиль автоматически встречается с повышенным сопротивлением и снижает скорость. Руль в такой ситуации нужно держать двумя руками, будучи готовым оперативно отреагировать на изменение усилий.
При потере контакта с дорогой не стоит резко вращать рулем. Стоит дождаться улучшения сцепления, после чего начинать выполнение маневра.
Реагировать на все изменения в поведении автомобиля необходимо максимально быстро, но, не допуская резких изменений.
При условии, что автомобиль «попался» на аквапланировании, по выезду из лужи необходимо действовать аналогично выезду с гололеда на чистую дорогу.
После езды по лужам стоит просушить тормоза, коротко нажав несколько раз педаль тормоза.
Если лужа не очень большая, и есть возможность проехать мимо нее, не рискуйте.
Если лужа по виду глубокая, а объехать ее нет возможности, лучше немного подождать, пока по ней не проедет другой автомобиль. Подобная разведка чужими руками позволит узнать о возможных опасностях.