Что брать с собой в долгую поездку на машине

Бывалый автотурист в наших советах не нуждается, но и его опыт когда-то начинался с синяков и шишек. Способность учиться на чужих ошибках не каждому дана, но все же знать о них, отправляясь в дальнюю дорогу на, казалось бы, абсолютно исправном автомобиле, будет полезно. Впрочем, мобильная связь, навигация, сети автомастерских, эвакуаторы и прочая дорожная инфраструктура на популярных направлениях уже вполне отлажены, – тот, кто не стеснен в средствах и времени, может отправиться в путешествие хоть сию минуту. Но если хотя бы одно из перечисленных условий реализовано не на все сто, легкомыслие приберегите до лучших времен, иначе дорожные впечатления могут оказаться слишком яркими. Абсолютно надежной техники нет! Порой, толком не зная свою машину, новичок готов отправиться в такие дебри, куда бывалый путешественник – сто раз подумает. Даже если автомобиль будто бы в порядке, перед серьезным пробегом полезно проверить матчасть, самостоятельно или в сервисе. Считаем, машина исправна, маршрут прописан – а что взять с собой? Нищему собраться – только подпоясаться, для автомобилиста же сборы более хлопотны. В суете забывали дома водительские права и документы на машину, свидетельства о рождении детей, паспорта и доверенности, полисы каско, ОСАГО, медицинские и так далее. Забывали и деньги! Если в трудную минуту их не окажется даже на мобильнике, будет грустно. Подают нынче мало и неохотно. Минимум автомобилиста В машине, кроме предписанных правилами аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, должны быть запаска, шинный насос или компрессор, домкрат, монтажка, баллонный ключ, буксирный трос, нож, пассатижи, спички, фонарик. Последний, чтобы его однажды не пришлось впотьмах искать, всегда должен храниться в определенном месте! Проверено: мелкие запчасти лучше держать в отдельной коробке: понадобятся – сэкономите на поисках немало времени. Тут же универсальный клей («Момент» и т. п.), герметик для шин, изолента, широкий скотч, небольшой запас проводов и лампочек, несколько золотников и латунные колпачки для их выкручивания, винты, гайки, шайбы и т. д. Набор для ремонта бескамерных шин, пару «сосков» для них и, на крайний случай, традиционную камеру удобнее держать внутри запаски или рядом. В серьезном путешествии могут понадобиться также небольшой топор и полноценная лопата. Ну разве что с укороченным под размер багажника черенком.

На случай поломки Никто не застрахован от проколов шин. Если трудно посадить бескамерную на обод, выручит «взрывной» метод. Нальем в шину немного бензина и покатаем ее, – образуется горючая смесь. Из-за утечек налить придется больше, чем в теории. Скажем, в 14‑дюймовую шину летом – около 10 мл бензина. Кладем колесо на бок и, вдавив борт шины вглубь обода, подносим к щели факел. Хлопок – и борта шины на полках обода. Внимание! Нельзя нажимать на борт носком ботинка или подносить к щели горящую спичку руками – можно покалечить пальцы. Если хлопка не было, а бензин вяло горит, значит, его слишком много. Погасим и, проветрив шину, повторим попытку.

Урезанную по новым требованиям аптечку оставим для техосмотра, а в дорогу все же соберем полноценную, с нужными именно вам препаратами. Полезно возить в машине пару бутылок чистой питьевой воды и мыло. Для ремонта на обочине современный автомобиль малопригоден. Можешь заправить бак, заменить колесо, лампочку – и достаточно, остальное – дело сервиса. Но в отпуске жалко тратить время на пустяки, по­этому минимальный набор инструмента все же стоит иметь на борту. Например, самые ходовые отвертки и ключи (примерно от 8 до 19).

Детали про запас Итак, мобильная связь и навигаторы совершили в автотуризме революцию. По номеру 112 можно вызвать любую помощь! Но упрямый искатель приключений где-то их найдет – и там запчасти могут пригодиться. Это как минимум мелочи, без которых мотор не работает. Впрысковая электроника легко обходит многие отказы, но не все. Не качает бензонасос – ставь другой. Едва ли не единственное, что доступно в дороге, – замена засорившейся сеточки на входе насоса. Чем грязнее топливо, тем вероятнее это «развлечение». Но на многих авто подобраться к насосу можно, лишь сняв бензобак: лючка в полу, как на ВАЗах, нет. Сделать лючок самому несложно. Главное – до того, как в нем появится потребность. Впрысковой мотор не будет работать при разрыве ремня ГРМ, отказе датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) или если расслоится шкив привода генератора и провернется зубчатый диск. Выход есть – части шкива находчивые путешественники склеивали, соединяли винтами и т. п. И ехали! Некоторые даже заранее заменяли родной шкив цельным, без резинового демпфера.

Отказы других датчиков электронный блок управления без труда обходит, переключаясь на резервный алгоритм работы. Сам ЭБУ надежен, но воды не терпит, поэтому бывалые ревностно берегут его от сырости, обертывая упаковочной пленкой. Отдельно о коробке. Механическая коробка проста и недорога, но ее надежность сильно зависит от хозяина: как он ее обслуживает, умело ли переключает. Нужно вовремя проверять уровень масла, регулировать привод сцепления и механизм выбора передач. Тугое перемещение троса сцепления в оболочке грозит разрывом, запасной же много места не займет. Часто сцепление выключается неполностью из-за нехватки хода педали: занизишь всего миллиметров на десять – и переключать передачи трудно. Втыкать же их силой – значит ломать синхронизаторы. Если же при отпущенной педали сцепление при разгоне проскальзывает, надо его немедленно менять, так как износ будет быстро прогрессировать. Требуют внимания также раздаточные коробки, редукторы, карданные валы, ШРУСы и т. д. Потеки смазки часто говорят о поврежденных уплотнителях, чехлах, сальниках. Такие – только менять. Песок, проникший в узлы, губит их. Автоматы разных видов, роботы и т. п. менее зависимы от водителя, но при их отказе путь один – к специалистам.
Личные вещи Имущество собирайте, следуя правилу: брать только то, без чего трудно обойтись, а не то, что может пригодиться. На оживленных трассах ни к чему канистры с топливом – заправок полно. Для полного спокойствия хватит пары бутылок горючего про запас. Отправляясь же в дебри, опытный турист сам определит, сколько чего брать. Новичку ехать туда в одиночку не стоит. Для автономной жизни нужны спальные мешки, палатка, примус или газовая плитка, металлическая посуда и многое другое. А куда все это класть, если в машине трое-четверо? Прицеп многие не любят – остается багажник на крыше. Удобен фирменный пластиковый бокс. А если его нет – плотно упакуем груз в большое полотнище брезента или пластиковой пленки и крепко притянем к багажнику. Последний важно не перегружать, но и скромные 50–60 кг крепить веревками не стоит. От неизбежной тряски они ослабнут, особенно намокшие. Куда надежнее крепежные ремни с трещотками или резиновые жгуты. Те и другие недороги. Ничто не должно полоскаться на ветру. Чехол, хлопающий по кузову, не только раздражает шумом, но и протирает краску до металла. Итак, если все готово, присядем на дорожку!